Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска

Каждый работник имеет право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, данное право закреплено в установленном порядке российским трудовым законодательством. Вместе с тем, помимо основного отпуска отдельные категории работников имеют право и на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

Основной целью дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии со статьей 116 Трудового кодекса РФ является реализация работодателем возможностей по защите своих работников от последствий работы в неблагоприятных условиях и, как следствие, предоставление отдыха в качестве компенсации за неблагоприятное воздействие опасных факторов в процессе выполнения трудовых функций.

Помимо дополнительных отпусков, имеющих, прежде всего, компенсационное и защитное назначение, Трудовым Кодексом РФ предусматриваются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска стимулирующего характера. К данному типу отпусков следует отнести дополнительные отпуска за выслугу лет на определенных должностях или дополнительные отпуска за длительный стаж работы у одного и того же работодателя.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска

Кому предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска

 Категория работников  Основание
 работники, имеющие особый характер работы  статья 118 Трудового Кодекса Российской Федерации
 работники с ненормированным рабочим днем  статья 119 Трудового Кодекса Российской Федерации
 работники, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным условиям труда  статья 117 Трудового Кодекса Российской Федерации
 лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях  статья 321 Трудового Кодекса Российской Федерации, статья 14 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”
 граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне  пункт 15 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
 судьи с учетом стажа работы в области юриспруденции от 5 и выше лет  пункт 2 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
 муниципальные служащие за выслугу лет в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации  пункт 4 статьи 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
 прокуроры, научные и педагогические работники системы прокуратуры Российской Федерации за стаж работы в качестве прокурора, научного или педагогического работника системы прокуратуры Российской Федерации  пункт 1 статьи 41.4 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
 сотрудники таможенного органа при выслуге 10 и более лет  статья 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
 граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы  пункт 5 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется вместе с основным отпуском, и, начиная со второго года работы, этот отпуск может быть предоставлен в течение соответствующего рабочего года.

Важно также подчеркнуть, что при исчислении стажа работы, дающего работнику право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, учитывается исключительно время, фактически отработанное в соответствующих условиях.

На основании части второй ст. 116 Трудового Кодекса РФ работодатели, с учетом своих финансовых и производственных возможностей, могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. При этом условия и порядок предоставления такого рода отпусков определяются принятыми с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, коллективными договорами или локальными нормативными актами.

При этом дополнительный отпуск, предусмотренный коллективным договором, может быть признан незаконным при заведомом отсутствии у работодателя средств на его оплату.

Об этом свидетельствует Апелляционное определение Московского городского суда от 02 августа 2016 г. № 33-22289/16, в котором подчёркивается, что к правоотношениям сторон положения коллективного договора в части спорного отпуска применению не подлежат, поскольку дополнительный отпуск по отношению к истцу не был согласован с работодателем и был установлен в период нахождения предприятия в затруднительном финансовом состоянии, что противоречит положениям ст. 116 Трудового Кодекса РФ.

Дополнительные отпуска, самостоятельно устанавливаемые работодателями на основании части второй ст. 116 Трудового Кодекса РФ, должны быть оплачиваемыми, несмотря на то, что непосредственно в самой норме об этом не сказано.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*