Дополнительные основания увольнения педагогических работников

В нашей стране признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. В Трудовом кодексе Российской Федерации особенностям труда педагогических работников посвящена отдельная глава. Особый статус педагогических работников устанавливает не только особые требования к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, дополнительные меры социальной поддержки для педагогов, но и дополнительные основания увольнения педагогических работников, отстранения от работы.

Дополнительные основания увольнения педагогических работников

Дополнительные основания увольнения педагогических работников:

  1. Повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  2. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
  3. Достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности.

Повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 1 ст. 336 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником является повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В уставе может быть прямо предусмотрен перечень грубых его нарушений. Если перечень отсутствует, грубым нарушением устава могут быть признаны систематическое неисполнение (или ненадлежащее исполнение) педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом, а также нарушение положений устава, запрещающих педагогическому работнику совершение определенных действий. Однако в случае обращения работника в суд с иском о восстановлении на работе работодателю потребуется обосновать свою субъективную оценку двух нарушений устава в качестве грубых. Поэтому перечень грубых нарушений желательно все-таки в уставе предусмотреть. Например, в уставе целесообразно предусмотреть то, что педагогу запрещается удалять с занятий обучающегося, в случае если он не имеет при себе сменной обуви или не выполнил домашнее задание. Данные ситуации являются распространенными в образовательных организациях, что фактически лишает обучающихся права на получение образования и должно расцениваться как грубый проступок.

Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

В силу п. 2 ст. 336 ТК РФ трудовой договор с педагогическим работником прекращается в случае применения им, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм обучающегося: нанесение побоев, телесных повреждений, истязание различными способами (в том числе с применением каких-либо предметов или веществ). В результате физического насилия обучающемуся могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью.

Психическое насилие – это такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание, в частности может понижать его нравственный (духовный), социальный статус. Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частности, угроз физической расправы), чтобы сломить волю к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Психическое насилие может привести к нервному или даже психическому заболеванию, а также к формированию у обучающегося патологических черт характера, может затормозить развитие личности и повлечь формирование отрицательных (аморальных) черт.

Формами психического насилия являются:

  • угрозы (запугивание) в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся;
  • демонстративное выставление оценки, которую учащийся не заслужил; очевидное занижение оценки;
  • настраивание коллектива против ребенка; создание в классе (учебной группе) конфликтующих групп; склонение ребенка к тайному информированию педагога о событиях, происходящих в классе (группе);
  • принуждение ребенка жить по аморальным нормам.

Увольнение по данному основанию на первый взгляд является достаточно простым, но это только на первый взгляд. Действительно, в случае применения физического насилия, которое совершено в присутствии свидетелей, имеются телесные повреждения, особых проблем не возникает. А вот случай психологического насилия носит более субъективный характер. И если работодатель считает, что в отношении обучающегося было применено психологическое насилие и расторгает трудовые отношения с работником, то суд с данной позицией может и не согласиться.

В практике был случай, когда учитель начальных классов буквально издевалась над одним из учеников. Делал он это в присутствии других ребят, принижая его умственные способности, оскорбляя его родителей. Ребенок стал бояться ходить в школу, и родители обратились к руководителю учреждения, была проведена служебная проверка, в ходе которой факты психологического насилия подтвердились, и педагог был уволен из образовательного учреждения. Обратившись в суд, педагог дело выиграл, так как суд факта психологического насилия не усмотрел, хотя в деле была даже справка врача-психиатра, в которой он подтверждал, что у ребенка развилась боязнь посещения школы и возможной причины этого стали действия учителя.

Достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности

В соответствии с ч. 3 ст. 336 ТК РФ последним дополнительным основанием для прекращения трудового договора с педагогическим работником является достижение им предельного возраста для замещения соответствующей должности. Необходимо отметить, что данная норма отсылает нас к статье 332 ТК РФ, а именно к ее двенадцатой части. В соответствии с которой устанавливается возрастной ценз для замещения некоторых должностей образовательных организаций высшего образования. Возрастной ценз пребывания в должности ограничивается возрастом 65 лет и распространяется на следующих работников:

  • ректор;
  • проректор;
  • руководитель филиала.

Отметим, что достижение предельного возраста в 65 лет не всегда является основанием для прекращения трудовых отношений. Трудовой кодекс устанавливает, что учредитель образовательной организации вправе продлить трудовой договор с ректором до достижения им возраста 70 лет. Представление о продлении трудового договора вносит ученый совет государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования (ч. 13 ст. 332 ТК РФ).

Ректор, по представлению ученого совета, вправе продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста 70 лет.

Подводя итог
Дополнительные основания увольнения педагогических работников установлены в связи с особым статусом работников, спецификой их трудовой деятельности.  Установленные  ст. 336 ТК РФ  дополнительные основания увольнения педагогических работников  представляют собой исчерпывающий перечень.  

Не нашли ответ на вопрос?

Решите свою юридическую проблему не выходя из дома!



Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*