Дополнительные основания увольнения педагогических работников

В нашей стране признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. В Трудовом кодексе Российской Федерации особенностям труда педагогических работников посвящена отдельная глава. Особый статус педагогических работников устанавливает не только особые требования к лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, дополнительные меры социальной поддержки для педагогов, но и дополнительные основания увольнения педагогических работников, отстранения от работы.

Дополнительные основания увольнения педагогических работников

Дополнительные основания увольнения педагогических работников:

  1. Повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  2. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
  3. Достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности.

Повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. 1 ст. 336 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с педагогическим работником является повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В уставе может быть прямо предусмотрен перечень грубых его нарушений. Если перечень отсутствует, грубым нарушением устава могут быть признаны систематическое неисполнение (или ненадлежащее исполнение) педагогическим работником обязанностей, предусмотренных уставом, а также нарушение положений устава, запрещающих педагогическому работнику совершение определенных действий. Однако в случае обращения работника в суд с иском о восстановлении на работе работодателю потребуется обосновать свою субъективную оценку двух нарушений устава в качестве грубых. Поэтому перечень грубых нарушений желательно все-таки в уставе предусмотреть. Например, в уставе целесообразно предусмотреть то, что педагогу запрещается удалять с занятий обучающегося, в случае если он не имеет при себе сменной обуви или не выполнил домашнее задание. Данные ситуации являются распространенными в образовательных организациях, что фактически лишает обучающихся права на получение образования и должно расцениваться как грубый проступок.

Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

В силу п. 2 ст. 336 ТК РФ трудовой договор с педагогическим работником прекращается в случае применения им, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Физическое насилие выражается в непосредственном воздействии на организм обучающегося: нанесение побоев, телесных повреждений, истязание различными способами (в том числе с применением каких-либо предметов или веществ). В результате физического насилия обучающемуся могут быть причинены мучения, нанесен вред здоровью.

Психическое насилие – это такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание, в частности может понижать его нравственный (духовный), социальный статус. Психическое насилие заключается в воздействии на психику человека путем запугивания, угроз (в частности, угроз физической расправы), чтобы сломить волю к сопротивлению, к отстаиванию своих прав и интересов. Психическое насилие может привести к нервному или даже психическому заболеванию, а также к формированию у обучающегося патологических черт характера, может затормозить развитие личности и повлечь формирование отрицательных (аморальных) черт.

Формами психического насилия являются:

  • угрозы (запугивание) в адрес обучающегося;
  • преднамеренная изоляция обучающегося;
  • предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
  • оскорбление и унижение достоинства;
  • систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
  • постоянная негативная характеристика обучающегося;
  • демонстративное негативное отношение к обучающемуся;
  • демонстративное выставление оценки, которую учащийся не заслужил; очевидное занижение оценки;
  • настраивание коллектива против ребенка; создание в классе (учебной группе) конфликтующих групп; склонение ребенка к тайному информированию педагога о событиях, происходящих в классе (группе);
  • принуждение ребенка жить по аморальным нормам.

Увольнение по данному основанию на первый взгляд является достаточно простым, но это только на первый взгляд. Действительно, в случае применения физического насилия, которое совершено в присутствии свидетелей, имеются телесные повреждения, особых проблем не возникает. А вот случай психологического насилия носит более субъективный характер. И если работодатель считает, что в отношении обучающегося было применено психологическое насилие и расторгает трудовые отношения с работником, то суд с данной позицией может и не согласиться.

В практике был случай, когда учитель начальных классов буквально издевалась над одним из учеников. Делал он это в присутствии других ребят, принижая его умственные способности, оскорбляя его родителей. Ребенок стал бояться ходить в школу, и родители обратились к руководителю учреждения, была проведена служебная проверка, в ходе которой факты психологического насилия подтвердились, и педагог был уволен из образовательного учреждения. Обратившись в суд, педагог дело выиграл, так как суд факта психологического насилия не усмотрел, хотя в деле была даже справка врача-психиатра, в которой он подтверждал, что у ребенка развилась боязнь посещения школы и возможной причины этого стали действия учителя.

Достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности

В соответствии с ч. 3 ст. 336 ТК РФ последним дополнительным основанием для прекращения трудового договора с педагогическим работником является достижение им предельного возраста для замещения соответствующей должности. Необходимо отметить, что данная норма отсылает нас к статье 332 ТК РФ, а именно к ее двенадцатой части. В соответствии с которой устанавливается возрастной ценз для замещения некоторых должностей образовательных организаций высшего образования. Возрастной ценз пребывания в должности ограничивается возрастом 65 лет и распространяется на следующих работников:

  • ректор;
  • проректор;
  • руководитель филиала.

Отметим, что достижение предельного возраста в 65 лет не всегда является основанием для прекращения трудовых отношений. Трудовой кодекс устанавливает, что учредитель образовательной организации вправе продлить трудовой договор с ректором до достижения им возраста 70 лет. Представление о продлении трудового договора вносит ученый совет государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования (ч. 13 ст. 332 ТК РФ).

Ректор, по представлению ученого совета, вправе продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста 70 лет.

Подводя итог
Дополнительные основания увольнения педагогических работников установлены в связи с особым статусом работников, спецификой их трудовой деятельности.  Установленные  ст. 336 ТК РФ  дополнительные основания увольнения педагогических работников  представляют собой исчерпывающий перечень.  
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.